ХРИСТОС СЫН

О Его статусах как Единородного Сына Божьего, Сына Человеческого и Первородного Сына Божьего

Во вселенной существует исключительная, уникальная Личность, являющаяся и Богом, и человеком. Благодаря Ему Бог уже не столь далек, что мы не можем познавать Его, и не столь абстрактен, что мы не можем переживать Его. В этой уникальной Личности слились воедино Бог и человек. Благодаря Ему божественная природа проявилась среди людей и стала доступной для человека, чтобы человек причащался ее (2 Пет. 1:4); благодаря Ему человеческая природа возвысилась до уровня вечности, чтобы Бог навеки проявился через человечество. Эта уникальная Личность — Господь Иисус Христос. Он чудесен и обладает многими статусами и как Бог, и как человек. Взглянув лишь на три из Его статусов, мы видим, что Он — Бог, ставший человеком для нашего наслаждения и для Своего выражения в вечности. Это видно, если рассмотреть Христа как Единородного Сына Божьего, Сына Человеческого и Первородного Сына Божьего.

Единородный Сын Божий

Наше понимание Бога должно основываться только на Библии, потому что Библия — это уникальное повествование о Боге, данное человеку Им Самим. Согласно откровению обеих частей Библии, как Ветхого, так и Нового Заветов, во вселенной есть один Бог, и этот Бог - триедин; то есть Он одновременно един и троичен. Наш рациональный разум может предположить, что существуют три Бога, но чистое откровение Писания говорит нам, что это не так. Бог един (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4), но при этом Он — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19; 2 Кор. 13:13). Отец — это законченный Бог, Сын — это законченный Бог и Дух — это законченный Бог. Эти Трое совершенно нераздельны, так как Они взаимно обитают друг в друге; но Они, без сомнения, различимы, как показывают Их имена — Отец, Сын и Дух. В Божестве Отец — это источник. Сын — выражение, а Дух — передача. Второй Божества называется в Библии Единородным Сыном Божьим (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9). Этот чудесный титул многое говорит нам о Христе. Будучи Единородным Сыном, Он имеет ту же сущность, что Отец и Дух. Вся полнота Божества обитает в Нем (Кол. 2:9), то есть Он обладает всей сущностью Бога со всеми ее уникальными качествами. Он является полным и совершенным Богом. Когда Библия называет Его Единородным, это не означает, что в какой-то момент вечности в прошлом Он был порожден Богом и что было время, когда Он не существовал; нет, Он — вечно Бог (Евр. 1:12; 7:3). Имеется в виду не факт Его рождения, а Его вечные взаимоотношения с Отцом: Отец — это вечный источник Сына, а Сын — вечное выражение Отца. До времени и до сотворения всего Христос вечно был у Бога и вечно был Богом (Ин. 1:1). В Божестве Он один выражает Бога, потому что Он — Единородный Сын Божий.

Сын Человеческий

Хотя Бог находится вне времени, однажды Он вошел в Свое творение и стал человеком во времени. Подумайте только, как изумительно, что вечный Бог стал человеком. Он поистине был человеком. Он был зачат в утробе человеческой девственницы (Мф. 1:20) и родился как настоящий человеческий младенец. И тем не менее, Он оставался совершенным и законченным Богом. Матфей пишет: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: "Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог"» (1:22-23). Иисус Христос — наш Еммануил: Он — «Бог с нами», Он — Бог в человеке. Посредством Своего воплощения Христос облекся в нашу человеческую природу. Он остается вечным Богом, обладающим божественной сущностью с божественной природой, но также Он — совершенный человек, обладающий человеческой природой. Следовательно, во Христе есть, и божественное, и человеческое.

В Своем воплощении Христос назван Сыном Человеческим (Мф. 12:8, 40; Мк. 8:31, 38; Лк.19:10; 22:69; Ин. 3:13; 6:53; 13:31). Это еще один чудесный титул Христа, означающий, что Христос является подлинным человеком и совершенным представителем нашего рода. Хотя Он, как и мы, причастен крови и плоти (Евр. 2:14), у Него нет греховного элемента, который есть у нас, — Он без греха (Евр. 4:15; 2 Кор. 5:21). На протяжении всей Своей жизни на земле Он не совершил никакого греха (1 Пет. 2:22). Значит, как Сын Человеческий Он является совершенным человеком.

Итак, в Своей божественности Христос был Единородным Сыном Божьим, законченным Богом, а в Своем человечестве Он был Сыном Человеческим, совершенным человеком. Этот чудесный Богочеловек прожил на земле полную, божественно-человеческую жизнь, затем пошел на крест и умер за наши грехи. Как Сын Человеческий Он смог понести наказание за грехи всего человечества (Гал. 1:4; Рим. 5:8); а как Сын Божий Он смог через Духа приобрести для нас вечное искупление (Евр. 9:12). Только эта уникальная Личность могла совершить такое вечное искупление, потому что Он и божественный, и человеческий.

Первородный Сын Божий

После Своей смерти на кресте Христос воскрес из мертвых (1 Кор. 15:4). Умерло лишь Его человечество, но благодаря Его божественности Его человечество воскресло из могилы. В утро Своего воскресения Он провозгласил, что Его ученики теперь Его братья, и что Его Отец — теперь их Отец (Ин. 20:17). Этим Он разъяснил, что мы, верующие в Него, теперь являемся сынами Божьими (Гал. 3:26;Ин. 1:12; Рим. 8:14). Через Свое воскресение Он стал Первородным Сыном Божьим (Рим. 8:29), а мы, верующие в Него, стали многими братьями, многими сынами Божьими (Евр. 2:10;1 Пет. 1:3). Раньше, до Своего воплощения, Христос был Единородным Сыном Божьим. Это относится к Его божественности и Его личности в Божестве. Он вечно является Единородным Сыном Божьим, и, будучи таковым, не может иметь братьев. Но Писание утверждает, что Он также и Первородный среди многих братьев (Рим. 8:29). Это относится к Нему в воскресении, когда Он был прославлен, чтобы быть Сыном Божьим как в Своей божественности, так и в Своем человечестве. Апостол Павел так говорил об этом: «...Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"» (Деян. 13:32Б-33). Когда Христос воскрес, Его человечество родилось, чтобы тоже стать Сыном Божьим. В Своей божественности Он уже был Единородным Сыном Божьим, но благодаря Его воскресению Его человечество также стало Сыном Божьим, и мы получили возможность стать многими сынами Божьими. В другом месте Павел пишет, что Христос «открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых» (Рим. 1:4). Как Единородному, Христу не нужно было открываться Сыном Божьим, но через Его воскресение человечество Христа открылось Сыном Божьим в силе. Теперь Он — Сын Божий как в Своей божественности, так и в Своем человечестве. Его человечество было «осыновлено» и поднято на уровень вечности. Сегодня Христос как Единородный Сын в Своей божественности и как Сын Человеческий в Своем человечестве является Первородным Сыном Божьим.

Истина о личности Христа — это благая весть о нашем спасении. Вечный Единородный Сын Божий стал Сыном Человеческим, умершим за наши грехи и воскрешенным для того, чтобы сделать нас приемлемыми для Бога (Рим. 4:25); в воскресении этот Богочеловек стал Первородным Сыном Божьим, сделав нас, верующих в Него, Своими многими братьями, многими сынами Божьими. Мы, бывшие некогда грешниками, можем стать сынами Божьими, покаявшись в своих грехах и уверовав во Христа. Таково Его спасение для человека.


Назад

© Церковь в Димитровграде, 2008